Владимир Орехов: «Преступления такого рода это всегда эксклюзив и внезапность»
Владимир Орехов, Почётный гражданин Удмуртской Республики, Генерал-майор в отставке, Почетный сотрудник органов государственной безопасности СССР, Заслуженный юрист УР
Применительно к теме насилия у общества два извечных вопроса: кто виноват и что делать. На вопрос «кто виноват» — ответит следствие. А нам всем важно избежать ненужных эмоций.
Преступления такого рода это всегда эксклюзив и внезапность. Предупредить их практически невозможно. О готовности общества к таким событиям может свидетельствовать порядок действий государственных структур, как в момент самого события, так и после него.
В нашем случае руководство республики действовало безупречно. Говорю это как профессионал спецслужб с 30 летним стажем, имеющий личный опыт борьбы с терроризмом. С такой же оценкой действий руководства республики отношусь и к событиям пятилетней давности, когда был взорван жилой дом в Ижевске.
В обоих случаях преступления совершили душевно больные люди. К кому и какие претензии тут могут быть? Больные люди, которых нельзя даже назвать преступниками. Предугадать их действия не всегда могут даже профессиональные психиатры.
По поводу события в 88 школе г. Ижевска. Пресс-секретарь Президента страны Д. Песков сказал так: «…после случившегося в ижевской школе нужно проанализировать все те меры безопасности, которые были приняты после прошлых случаев стрельбы в школах, в том числе после стрельбы в казанской гимназии… нужно анализировать уровень обеспечения безопасности и эффективность тех мер, которые были приняты…».
Даже первичный анализ по «горячим следам», как говорится, показывает, что персонал и педагоги школы 88 не растерялись и действовали очень грамотно и самоотверженно, рискуя собственными жизнями. Уроки аналогичных событий в Керчи, Казани, Перми всё-таки не прошли даром! Не было той паники и неразберихи, не смотря на то, что стрельба с двух стволов в закрытом помещении приведет в ужас кого угодно, не говоря уже о гражданских лицах. Не будь этих людей, закрывших собой детишек, жертв могло быть значительно больше, так как арсенал убийцы был очень внушительным – два снаряженных пистолета и около 250 патронов вобоймах! И всё это в руках психически больного человека… Молодцы, других слов нет!
Попутно замечу, что тема школьного экстремизма не нова. В России, например, известно более 15 случаев применения оружия против учащихся. География от Находки и Комсомольска на Амуре до Брянска и Астрахани. Объектами нападений становились воспитанники детсада, школьники, студенты, преподаватели и персонал учебных заведений. Со временем проблема усугубилась, изменились масштабы трагедии. В Керчи, например, в 2018 году погибло 20 человек, ранено 67. Это крупнейшее по количеству жертв массовое убийство в учебном заведении в новейшей истории Европы. Кстати сказать, в США стрельба в учебных заведениях стала обыденным явлением, несмотря на значительно большие потери (74 нападения за 15 лет).
Теперь к вопросу «Что делать», с которого я начал. Очевидно, что назрела острая необходимость всерьёз повернуться к этой проблеме без формализма и заорганизованности. Это потребует изучения истории терроризма и конечно выводов из неё — истории. Эта тема должна стать предметом широкой дискуссии в обществе с участием специалистов всех отраслей.
Надо понять, наконец, что «школьные стрелки» это не доморощенные террористы, подражающие «западу», это результат деградации отдельной конкретной личности, их неадекватная самоидентификация и гипертрофированное самомнение. На мой взгляд, только этот подход поможет справиться с такой угрозой обществу как экстремистские акции в учебных заведениях России.
Наша сила в консолидации всех возможностей общества в борьбе с экстремизмом и его проявлениями. С состраданием и болью к потерпевшим и их близким.