Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын!



Котлыйбыз


Баш бит - Новости - Муфтий Удмуртии Фаиз-хазрат: «Терроризм сегодня стал главной угрозой для всего мира»
31.08.2017

Муфтий Удмуртии Фаиз-хазрат: «Терроризм сегодня стал главной угрозой для всего мира»

Накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом муфтий Удмуртии Фаиз-хазрат Мухамедшин ответил на вопросы журналистов и рассказал, помнят ли мусульмане Удмуртии о трагической гибели людей в Беслане, что говорит Ислам о терроризме и почему, изучая Ислам, важно не ошибиться с выбором наставника.

– Фаиз-хазрат, каково отношение мусульман к необходимости солидарности в борьбе с терроризмом? Как Ислам и мусульмане относятся к терактам и к людям их совершающим?

– Прежде всего, хотел бы сказать, что мусульманские общины по всей России и в Удмуртии в том чис­ле с огромной болью восприняли сообщения о теракте в Беслане, когда погибло более сотни детей, а всего – более трехсот человек! Гибель ни в чём неповинных людей, тем более – детей, это всегда ужасно, это всегда прискорбно.
К сожалению, в последние годы мы практически ежемесячно, а порой еженедельно слышим о каком-то новом теракте – то на Ближнем Востоке, то в Европе, то в Африке. Действительно, терроризм на сегодняшний день стал главной угрозой не только для отдельно взятых стран, но для всего мира. Терроризм маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, и что очень прискорбно для меня – прикрывается и религией Ислам. Некие люди выдают себя за последователей истинного Ислама, но на самом деле прикрываются религией для решения своих личных задач. Это отвратительно. Именно из-за этого в мире формируется искаженное представление об Исламе.
По поводу терроризма мусульманские богословы единогласно утверждают, что террор и Ислам несовместимы. Мусульманские учёные в последние годы активнее стали консолидировать усилия в противодействии экстремизму и терроризму. И если кто-то в мире решил использовать Ислам в качес­т­ве прикрытия для террорис­тов, что ж, именно Ислам и мусульманские богословы должны стать главной силой, противодействующей идеологии терроризма.

– С чем, на Ваш взгляд, связана радикализация части мусульман?

– Ответ не в религии совсем, а в самоощущении каждого конкретного человека. Когда агрессивный, чувствующий себя обиженным человек приходит в религию, он не может расти духовно, ему нужно приложить большие усилия, чтобы переломить в себе эти качества, надо большую работу над собой проделать. Не все к этому готовы. Если такой человек приходит не в официальную мечеть, а к радикальному наставнику, который говорит ему — иди, выплесни свою злость, иди убивать и воевать — это самый простой для него путь.
Такому человеку проще творить зло и оправдывать его велением Аллаха, для этого не нужно никаких усилий.
Но любая религия, и Ислам тоже, призывает прежде всего к добру и соблюдению моральных норм. Пророк Мухаммад, пример для всех мусульман, построил целое государство, не проявляя агрессии ни к кому. А то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, в Европе и во многих странах мира – убийства мирных жителей, теракты, устрашения – всё это никак не совместимо с Исламом.

– Но ведь радикальные мусульмане руководствуются понятием джихада — основным для Ислама?

– Джихад — это очень широкое понятие, это прежде всего готовность к духовному труду. А он есть и в самых простых вещах — заботе о близких, родителях, ежедневных делах. Джихад — это прежде всего внутренняя борьба со своими пороками, без этого невозможно считаться правоверным. И только потом — газават, борьба с внешними врагами. Существует защитный джихад, когда люди защищают свою семью, жизнь, государство, но это настолько серьезные вещи, что простым мусульманам не дано принимать решение — воевать или нет, это право Главы государства.

— Как мусульмане Удмуртии относятся к тем, кто уезжает воевать за Ислам в Сирию, Ирак?

— В Коране прямо говорится — в том месте, где нет закона, мусульманин находиться не должен. Сегодня на Ближнем Востоке, в Ираке, в Сирии — царит полное беззаконие. Та подмена закона, которую они называют законами шариата — это подмена понятий, шариат вовсе не такой, какой нам показывают.
Когда мы встречаемся с имамами из других регионов, конечно, обсуждаем эти вопросы. Откуда больше всего уезжают воевать? Из регионов, где люди живут бедно, не имеют работы и применения себе. Действительно, когда у человека есть занятие и возможнос­ти для работы, молитвы и духовного роста, он никуда не поедет. К сожалению, социальным неблагополучием часто пользуются недобросовестные люди, провокаторы, которые пытаются «раскачивать лодку» на национальной или религиозной почве.

– Как обезопасить себя или своих близких от, скажем так, заражения экстремистской пропагандой? Всё-таки, об Исламе много пишут и говорят…

– Первое, что должен сделать человек, желающий изучать Коран — не ходить по непонятным интернет-сайтам, а прийти в мечеть. Когда мы хотим получить светское образование — мы идем получать его в университет, который несет ответственность за результаты образования. Здесь то же самое. Мечеть — это открытая организация, где человек может получить информацию, за которую ответственен имам. Люди же, которые учат Корану в Интернете или на каких-то онлайн курсах, не несут никакой ответственности за свои слова и действия, за результаты того, чему они обучают и к чему призывают.
Кроме того, мечеть — это ведь не просто здание. Это сообщество людей — пожилых, молодых, детей. Здесь можно найти поддержку в своих начинаниях, встретить единомышленников, обсудить вопросы, которые тебя волнуют. Поэтому люди, которые начинают ходить в мечеть, на проповеди, на занятия — у них уже есть прививка от радикализма. В мечеть можно просто прийти на экскурсию, например, у нас часто бывают школьники — немусульмане. Мы всем рады, но никого не принуждаем думать и жить так, как мы. Каждый имеет право выбора.

Подготовлено РДУМ Удмуртии.