Как мусульманский мир противостоял наркотикам
Принято считать, что основной трафик наркотических средств происходит из мусульманских стран, в первую очередь – Афганистана. Несмотря на это, на протяжении многих веков выращивание наркосодержащих растений в Афганистане и соседних областях было под запретом, а местные муллы жёстко карали нарушителей. В наше время ситуация где-то изменилась, но в целом исламский мир не стал относиться к наркомании легче, так что даже за ввоз и распространение наркотиков в некоторых странах могут привлечь к смертной казни. О том, как появились наркотики на мусульманском Востоке и как боролись с этой заразой в прежнее время и сейчас – в нынешней статье.
Наркотики были издавна известны прак-тически во всех мировых цивилизациях: в Древнем Египте, в Вавилоне, в Древней Греции, Древнем Риме, у ацтеков, инков, в Древней Индии, Китае и даже у народов Крайнего Севера.
Когда-то в очень давние времена растения, обладавшие в той или иной степени наркотическими свойствами, служили людям лекарствами. 2 тысячи лет до нашей эры китайский император Шеен Нун издал лечебник, где гашиш называется лекарством от кашля.
Сегодня наркотики – настоящая людская трагедия. Ежегодно от них умирают десятки тысяч людей, по большей части молодежь. У древнего человека не было самолетов, машин, компьютеров и прочего. А у нынешнего – все есть, но ему всего этого мало.
Мусульманская религия берёт свое начало с VII века нашей эры – времени жизни Пророка Мухаммада. Именно тогда на мусульманские земли Ближнего Востока попали наркотики – из Персии и Индии вместе с торговыми караванами. Изначально их продавали как лекарства, обладающие обезболивающими свойствами, что пригодилось бы при проведении хирургических операций. Но как восприняли мусульманские ученые, правоведы и алимы наркотические лекарства?
Мы можем удивляться, но даже в VII веке, когда весь мир ещё продолжал считать опиум и гашиш безобидными лекарствами, мусульманские ученые приняли принципиальную позицию: наркотики должны быть запрещены. В Коране говорится о запрете алкоголя, так что по аналогии с ним всё, что одурманивает разум, становится запретным.
Например, в самой главной книге мусульман Коране говорится, что шайтан с помощью «одурманивающего» и азартных игр хочет посеять между людьми вражду и ненависть, и хочет, чтобы люди забыли о Боге. Одурманивающее – это не только вино и спиртные напитки, но и все остальные вещества, в первую очередь, наркотики, которые, воздействуя на разум, одурманивают разум человека, разрушают иммунитет к плохому. В итоге, этими мерзостями люди губят себя.
Объясняя свою позицию, мусульманские ученые привели обоснования из Корана и хадисов. Так, в Коране сказано, что всё вредное и скверное является запретным для людей, тогда как предписано питаться чистым и полезным. Всевышний в Коране также говорит, чтобы мы сами себя не убивали и не вели к погибели. Если человек умирает вследствие употребления наркотиков или других веществ, то это по Шариату приравнивается к самоубийству. А человек, совершивший самоубийство, будет мучиться после смерти.
Известнейший средневековый автор Бурханудин Маргинани, представитель ханафитского мазхаба, пишет: «Употребление вина или других одурманивающих напитков, например, набиз, признается грехом и подлежит наказанию» (книга «Хидая»). Перечисляя опьяняющие напитки, аль-Мардави добавляет к ним «афиюн», то есть опиум. Некоторые маликитские ученые написали в своих фетвах, что даже в хирургии нельзя использовать наркотики в качестве анестезии. Таким образом, общее понимание о греховности и пагубности любых одурманивающих, опьяняющих и вызывающих «сон разума» веществах не вызывало разногласий между богословами.
Есть хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Все что вызывает опьянение – это харам». В другом хадисе сказано: «То, что вызывает опьянение в большом количестве, запрещено и в малом». Поэтому в Исламе категорически запрещается все, что опьяняет человека. Наркотики опьяняют даже больше, чем спиртное. Поэтому ученые, пользуясь методом кыяса (суждение по аналогии), пришли к единогласному мнению, что наркотики – это харам. Ислам запрещает не только употребление, но и производство, и продажу как алкоголя, так и наркотиков и всего, что опьяняет.
В наше время основной мерой пресечения за организацию наркокартелей, дилерских сетей, притонов и т. п., с точки зрения мусульманского Уголовного кодекса, является высшая мера наказания. Подобные формы наказания практикуются в Китае и в пяти ближневосточных странах. К примеру, в Саудовской Аравии наказание за распространение наркотических веществ – смертная казнь либо пожизненное заключение. Употребление также преследуется по закону и наказывается длительными сроками заключения.
Таким образом, наркотики всех разновидностей с точки зрения мусульманского богословия, всеми учеными, как прошлого, так и настоящего времени, без исключения, относятся к категории запретного (харам). «Запретно все то, что опьяняет рассудок», — говорил второй праведный халиф ‘Умар четырнадцать веков назад, подчеркивая, что запретно не только вино, спиртные напитки, но и все то, что имеет схожее с ними воздействие на человека. Да, наркотики, как и алкоголь, распространились и в мусульманских странах. Причины те же, что и везде – бедность, потребность в деньгах, человеческие слабости. Но как бы то ни было, большинство мусульман берегут себя и своих детей от пьянства и нар-
комании, а мусульманские ученые на своих уроках и проповедях постоянно поднимают вопросы здорового образа жизни.
Согласно исламу, здоровье – это дар Аллаха, который человек обязан беречь и которым он должен распорядиться наилучшим образом. Пророк Мухаммад сказал: «Есть два блага, к которым многие люди относятся небрежно: здоровье и свободное время». Пророк Мухаммад действительно призывал вести здоровый образ жизни, обучал тому, как нужно предотвращать различные заболевания. На здоровье мусульманина положительно влияет и ежедневная пятикратная молитва. Намаз помогает человеку избавиться от переживаний и беспокойства, положительно влияет на нервную систему. В хадисах подчеркивается роль психического и эмоционального состояния человека в развитии различных заболеваний. Сообщается, что
Очищение души от скверны многобожия и корыстных помыслов, зависти и высокомерия, тщеславия и скупости, лицемерия и дурных качеств занимает центральное место в исламской религии. Мусульмане считают, что чистота душевная тесно связана с праведными поступками и добрыми словами. Более того, она дополняется чистотой внешней и телесной. Поэтому относительно наркотиков мнение учёных изначально было однозначным: ислам запрещает употребление любых продуктов, которые вредят организму, подрывают здоровье и губят человека. Кораническое правило гласит: «Не обрекайте себя на гибель», и поэтому любой поступок, ставящий под угрозу жизнь и благополучие человека, считается запрещённым.
Ислам по праву можно назвать религией чистоты, как духовной, так и материальной. Предписанное по исламу выполнение простых правил личной гигиены, соблюдение здорового образа жизни, отказ от одурманивающих и опьяняющих препаратов – всё это имеет большое значение для развития здорового общества и воспитания праведных будущих поколений.
Диля Хуснутдинова.